Отдых на Азовском море
в Ейске 2012. Эксклюзивные варианты гостиниц, пансионатов, частного сектора
Ейска
Таганрогский залив Азовского моря
Коса федотова достигает 45 километров и своим концом
почти прижимается к Арабатской стрелке - самой длинной косе, на западе
отделяющей от моря мелководный залив, Сиваш.
Среди кос южного берега следует выделить имеющую наибольшую длину
косу Долгую, которая глубоко вдается в море, как бы сужая вход в
Таганрогский залив, а также Ейскую, отделяющую от залива Ейский лиман.
Кроме
них еще можно назвать, Глафировскую, Сазальникскую, Долгенькую,
Чумбурскую и Очаковскую. Каждая из названных кос образует небольшие
бухты, которые иногда используются для якорной стоянки малых рыбачьих
судов.
Островов на Азовском море очень мало. Первый из них на, пути к
Ростову — остров Ляпина длиной около километра.
Северный берег залива все больше отдаляется. Где-то там, невдалеке
от берега и параллельно ему, стремительной лентой пролегла дорога Ейск -
Ростов. После Ейска она близко подходит к морю лишь рядом с селом
Широкино. 157 лет назад в этом месте ближе всего подходил к Азовскому
морю почтовый тракт из Екатеринослава на Кавказ. И, как предполагают
пушкиноведы, именно там, в мае 1820 года остановилась коляска, в которой
генерал Раевский с семьей и с сосланным в Екатеринослав опальным
Пушкиным ехал на Кавказ. «Мы,- писала позже одна из дочерей Раевского,
Мария,- вышли из кареты и всей гурьбой бросились любоваться
Азовским морем. Оно было покрыто волнами, и, не подозревая, что поэт шел за нами,
я стала забавляться тем, что бегала за волной, а когда она настигала
меня, я убегала от нее...» Эта сцена запечатлелась в сознании поэта и
позже вылилась в «Евгении Онегине» чудесными строчками:
Я помню море пред грозою,
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою,
С любовью лечь к ее ногам...
Кроме этих строчек Азовское море, точнее побережье
Таганрогского залива, оставило свой след еще в одном произведении
великого поэта - в прологе к«Руслану и Людмиле», который, как известно,
был написан позже самой поэмы. Этот пролог начинается памятной всем
строчкой: «У лукоморья дуб зеленый...»
В селе Безыменном хранят легенду о том, что здесь во время путешествия с
Раевским останавливался А. С. Пушкин, именно здесь он
видел огромный дуб, который воспет в прологе к «Руслану и Людмиле».
Вот и скрылся за горизонтом недавно оставленный берег, и теперь кругом -
только водный простор Таганрогского залива. Обжит он и рыбаками, и
мореходами давно. Один из вариантов древнегреческого мифа об аргонавтах
рассказывает о том, что, овладев золотым руном, Ясон и его спутники ушли
от преследователей через Меотиду и реку Танаис (Дон). По Таганрогскому
заливу суда Боспорского царства ходили в портовый город Танаис. Уже в IX
веке здесь пролегал путь славян из Киева к Каспийскому морю.
Особенно оживленным было судоходство в Азовском море в прошлом столетии.
Здесь проходили итальянские, турецкие, французские и другие суда,
направляющиеся в Ейск, Мариуполь, Таганрог и Ростов за зерном, солью,
рыбой, кожами и другими товарами.
Интенсивно развивались и прибрежные перевозки. Об этом творит тот факт,
что только в одном 1856 году в Ростове и Ейске было построено 122
каботажных судна.
Первый пароход, появившийся на Азовском море перед Крымской войной,
принадлежал так называемой «Экспедиции постоянных пароходных сообщений».
После 1857 года здесь появляются пароходы, принадлежавшие «Российскому
обществу пароходства и торговли» (РОПиТ). Затем на Азовском море
возникает собственный торговый флот.
В 1871 году создается акционерное общество Азовского пароходства. В 90-х
годах того же столетия на Азовском море возникает пароходство купца
Кошкина, в 1905 году - «Новое Азовское пароходство», а в 1906 году
несколько Ейских купцов учреждают «Кубанское пароходство».
Свою историю имеет и пассажирское сообщение на Азовском море. Начало оно
берет во второй половине минувшего века, когда «Общество пароходства по
Дону, Азовскому и Черному морям» своими пароходами «Императрица Мария» и
«Дон» открыло так называемое срочное сообщение на линии Ростов - Керчь,
а пароходы «Донец», «Аксай», «Ейск» стали совершать рейсы на линии Ейск
- Мариуполь с заходом в промежуточные порты. К концу прошлого века
«Общество пароходства по Дону, Азовскому и Черному морям» заказало за
границей крупные пассажирские пароходы «Петербург», «Киев»,
«Возрождение», «Вперед» и открыло новые линии Ейск - Геническ и Ейск -
Феодосия.
В последней четверти прошлого века преуспевавший капиталист Стороженко
скупил несколько товаро-пассажирских судов и открыл линии, связавшие
Ростов с другими портами Азовского моря. Экспресс «Генерал Гурко»,
пароходы «Новосельский» и «Дагмара» совершали рейсы на линии Ростов -
Ейск с заходом в Таганрог; пароходы «Аполлон», «Генерал Скобелев» и
«Рысак» ходили на линии Ростов - Керчь с заходом в Таганрог, Ейск, на
Кривую косу, в Мариуполь и Темрюк.
В конце прошлого и начале нынешнего столетия на пассажирских перевозках
в Азовском море работали пассажирские пароходы «Азов», «Юпитер», и
«Товарищ» Азовского пароходства. Образовавшееся в 1905 году Новое
Азовское пароходство приобрело в Германии товаро-пассажирские пароходы
«Победа» и «Слава» и стало осуществлять перевозку пассажиров, а также
грузов на линии Ростов - Ейск. С 1906 года на той же линии работали
товаро-пассажирские колесные пароходы «Григорий Козлов», «Петергоф» и
«Царевна» Кубанского пароходства. Плавали они между Ростовом и Ейском до
самой Октябрьской революции. В годы империалистической войны два из этих
пароходов были переименованы: «Петергоф» стал «Генералом Брусиловым», а
«Григорий Козлов» был назван «Генералом Рузским».
После Октября, с 1927 года, Азовское морское пароходство стало
осуществлять пассажирские перевозки своими судами, восстановив пароход
«Императрица Мария» и дав ему имя «Красный моряк».
Этот пароход брал на борт 262 пассажира и совершал рейсы из Ростова в
Керчь с заходом в Ейск. В 1931 году после того, как были получены
теплоходы отечественной постройки «Чайка» и «Дельфин», переименованные
впоследствии и получившие имена «Николай Островский» и «Антон Чехов».
После войны пассажирские перевозки на Азовском море пароходство начало в
1948 году, поставив на линию Ростов – Ейск - Керчь восстановленный
пароход «Советская Буковина». Вслед за ним начали работать пассажирские
пароходы «Киев», «Капелла» и «Аргус».
Впоследствии в конце 50-х годов на смену им пришли «Василий Колеров» и
«Онега». В 1960 году на Азовское море приходит теплоход «Молдавия», в
1961 году — «Сванетия», в 1963 году — «Узбекистан». В 1964 году все
пассажирские суда были переданы Черноморскому пароходству.
Снова пассажирскими перевозками Азовское пароходство начало заниматься с
1972 года, приняв от Черноморского пароходства теплоходы «Миус», «Ай-Тодор»
и «Пицунда». В 1974— 1975 годах были получены суда на подводных крыльях
«Комета-19» и «Комета-22». Потом они были переданы Новороссийскому
пароходству и работают сейчас на линиях Ростов - Ейск - Сочи и Жданов -
Керчь.
|
|